Бабиков Ю.А.
Большая галерея (Grand Gallery).
Из «ВЕЛИКАЯ ПИРАМИДА – ВСПОМОГАТЕЛЬНОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ СООРУЖЕНИЕ».

«…Большая галерея (Grand Gallery) – одна из самых таинственных частей Великой пирамиды. Ее ширина – чуть больше двух метров (2,1 м.), высота вертикальной части стен – 2,3 метра; над этим уровнем сложены еще семь слоев каменной кладки, каждый со сдвигом примерно на 8 сантиметров внутрь галереи по сравнению с предыдущим, образуя свод с максимальной высотой 8,5 метров, причем ширина полосы вдоль середины потолка около метра… имеет с двух сторон выступы шириной 47 см (с восточной стороны) и 50 см (с западной стороны). Средняя высота этих выступов составляет 60 см…бг1
…Конструктивно галерея должна практически вечно воспринимать многомиллионный вес верхних трех четвертей самого большого и самого тяжелого монумента, когда-либо построенного на планете Земля.
Строители остановились на варианте со сводчатой кровлей и продольным наклоном в 26 градусов [длина галереи — 47 метров]… Более того, они сложили ее по всей длине из идеально отшлифованных мегалитов из известняка — огромных, гладко отшлифованных блоков, которым придана форма параллелограммов, и сложили так плотно и с такой точностью, что стыки почти не видны невооруженным взглядом.
Кроме того, строители пирамиды сумели очень точно соблюсти симметрию галереи, несмотря на довольно сложную форму ее поперечного сечения. Это относится не только к ступенчатому своду. Точно посередине пола вдоль всей длины галереи между полуметровыми каменными бордюрами сделан канал глубиной 0,6 метра и шириной около метра. Каково назначение этого канала. И почему он зеркально повторяет симметрию средней части потолка?
…Я не первый, кто стоял у основания Большой галереи во власти странного ощущения, как будто находился «внутри какого-то прибора».
Не сохранилось никаких свидетельств функционального назначения галереи, если не считать некоторых мистических и символических намеков в древнеегипетских литургических текстах. Эти намеки сводились к тому, что пирамиды рассматривались как устройства для превращения умерших в бессмертные существа: «распахнуть двери небесного свода и проложить дорогу», чтобы усопший фараон мог «вознестись в общество богов».
…Не понятно, почему свыше шести миллионов тонн физической субстанции, начиненной сложной системой каналов и труб, коридоров и камер, было так уж необходимо для достижения мистической, духовной и символической цели.
Большая галерея (Grand Gallery)  оказывает эстетическое воздействие (…тяжелое и подавляющее), притом, что… абсолютно лишена какого-либо декора и всего, что могло бы напоминать о богослужении, религии (фигуры богов, литургические тексты и прочее). Она производит прежде всего впечатление строгого функционализма и целенаправленности и как будто была построена для выполнения какой-то работы.
Пример… искусства строителей демонстрировали тяжеленные блоки перекрытия — каждый из них был уложен чуть круче, чем общий угол наклона галереи. Согласно мнению крупного археолога и геодезиста Флиндерса Петри, это было сделано, «чтобы нижний угол каждого камня входил в паз, высеченный в верхней части стены, как собачка в храповое колесо; соответственно ни один камень не давит на предыдущий, и их давление не суммируется по всей кровле; каждый камень удерживается боковыми стенками по отдельности«.
И это – дело рук людей, цивилизация которых только-только возникла из неолита с его охотой и собирательством?
Большая галерея (Grand Gallery): Никаких украшений, никакой религиозной иконографии, полное отсутствие узнаваемой символики, какая обычно ассоциируется с системой верований древних египтян.
В конце галереи – гранитная ступень (Step) почти метровой высоты, которая… лежит точно на оси «восток-запад» пирамиды – как перекрытие камеры царицы. Соответственно она отмечает границу между северной и южной половинами монумента. Внешне напоминая алтарь, эта ступень образует массивную горизонтальную площадку непосредственно перед небольшим квадратным туннелем, который служил входом в камеру царя.
…Ниже большого порога (Step) в Большой галерее имеется еще 27 пар ниш, прорезанных вертикально в ее стенах. Каждая такая ниша представляет собой углубление шириной в 6 дюймов (15 см), глубиной – 10 дюймов (25,4 см) и длиной в 20,6 дюйма (52 см).
Над каждой нишей сделаны крестообразные выбоины – вертикальная выемка пересекается наклонным желобом, параллельным нижнему уклону пола. Эти желобки означают, что некогда здесь висели какие-то предметы, которые затем были сорваны со стены».
В настоящее время в стенах Великой пирамиды, над уклоном Большой галереи, имеется 27 пар пустых ниш, и еще одна пара — на Большой ступени (Step)…
…В наклонном полу имеется разрыв, открывающий доступ к камере царицы. Это разрыв около 16 футов (5 м) длиной, и посетителям приходится обходить его по боковой дорожке, пока они не доберутся до центральной лестницы (когда-то здесь был гладкий пандус), чтобы подниматься дальше в верхние помещения пирамиды. В месте провала, там, где пол отсутствует, в стене имеется пять пар отверстий, или «гнезд», на их уровне пол галереи соответствует полу Восходящего коридора. Здесь, в том месте, где начинается пол, имеется даже специально вырубленная ступенька. Поэтому в подробных описаниях пирамиды высказывается предположение, что здесь когда-то лежала известняковая плита-«мост» толщиной в 8 дюймов, служившая продолжением пола галереи.
И снова А. Элфорд, «Боги нового тысячелетия»: «…Загадочной, малоисследованной деталью Великой пирамиды остается пара идущих вдоль всего протяжения стен Большой галереи пазов шириной в 6 дюймов. Эти пазы видны на четвертой полосе уступчатых стен галереи…»
…В конце галереи — гранитная ступень почти метровой высоты, которая… лежит точно на оси «восток-запад» пирамиды — как перекрытие камеры царицы. Соответственно она отмечает границу между северной и южной половинами монумента. Внешне напоминая алтарь, эта ступень образует массивную горизонтальную площадку непосредственно перед небольшим квадратным туннелем, который служил входом в камеру царя. …большого порога у камеры царя. Эта большая известковая платформа хранит явные следы сильного взрыва. Ныне она отремонтирована для удобства туристов.

Большая галерея (Grand Gallery) (продолжение 1).
Из Pyramides d’Égypte : arrêt sur images, avec les frères John et Morton Edgar — II
«Later in the day we resumed our work in the interior of the Great Pyramid.Edgar 116 Placing the camera in front of the Step at the head of the Grand Gallery, we took a picture of it in order to show how dilapidated it now is after the wear of fully a thousand years’ traffic ; for since the year 820 A.D., when Caliph Al-Mamoun forced his way into these upper passages, they have ever been free of access to all. This photograph also shows the low passage which leads from the Grand Gallery to the Ante-Chamber, and beyond this the second low passage leading out of the Ante-Chamber to the King’s Chamber. The lower edge of the Granite Leaf in the Ante-Chamber is also distinguishable.»
This photograph also shows the low passage which leads from the Grand Gallery to the Ante-Chamber, and beyond this the second low passage leading out of the Ante-Chamber to the King’s Chamber. The lower edge of the Granite Leaf in the Ante-Chamber is also distinguishable.»
This photograph also shows the low passage which leads from the Grand Gallery to the Ante-Chamber, and beyond this the second low passage leading out of the Ante-Chamber to the King’s Chamber. The lower edge of the Granite Leaf in the Ante-Chamber is also distinguishable.»
 «Originally the west wall, like the east wall, was continuous and unbroken from its commencement at the south wall of the Grand Gallery to its termination at the King’s Chamber.Edgar 117 The continuity of the east wall is shown in [this] photograph which we took with the camera erected on top of the Step to the west. This photograph shows the square but somewhat dilapidated doorway of the small passage as it appears in the south wall of the Grand Gallery, and to the left, part of the east wall of the Grand Gallery.»
This photograph shows the square but somewhat dilapidated doorway of the small passage as it appears in the south wall of the Grand Gallery, and to the left, part of the east wall of the Grand Gallery.»
This photograph shows the square but somewhat dilapidated doorway of the small passage as it appears in the south wall of the Grand Gallery, and to the left, part of the east wall of the Grand Gallery.»
This photograph shows the square but somewhat dilapidated doorway of the small passage as it appears in the south wall of the Grand Gallery, and to the left, part of the east wall of the Grand Gallery.»
«We secured photographs of several parts of interest in the Ante-Chamber.Edgar 118 One shows John standing in the twenty-one inch space between the north wall of the chamber behind him, and the Granite Leaf in front. He is leaning against the east wall, which at this part is, like the north wall, composed of limestone. The floor is of special interest. You will no doubt recall how Professor C. Piazzi Smyth and others point out that, while the floor of the King’s Chamber is composed entirely of granite, that of the Ante-Chamber consists mostly of granite, but partially of limestone.»
He is leaning against the east wall, which at this part is, like the north wall, composed of limestone. The floor is of special interest. You will no doubt recall how Professor C. Piazzi Smyth and others point out that, while the floor of the King’s Chamber is composed entirely of granite, that of the Ante-Chamber consists mostly of granite, but partially of limestone.»
«[This] photograph (…) shows the details of a large section of the north end of the Grand Gallery very clearly. At the bottom appears the upper half of the doorway of the First Ascending Passage.Edgar 153 Six of the seven overlappings of the walls are shown ; and it will be noticed that the lowermost on each of the east and west side walls is not developed on the north wall. Immediately above the third overlapping on the west (left) wall, there can be seen a small section of one of the pair of shallow grooves, which are cut opposite each other in the masonry of the east and west walls, and which run the entire length of the Grand Gallery. The original purpose of this pair of peculiar corresponding grooves is difficult to imagine ; the structural reason for their existence has not yet been satisfactorily explained ; but no doubt there is some symbolical significance in connection with them, as there is in connection with many other mysterious features in this immense and generally little understood edifice.»
«The Grand Gallery of the Great Pyramid of Gizeh, looking south, showing the method of ascending the sleep slippery floor by the aid of the Ramps. Judah, who stands on the floor of the Horizontal Passage, is leaning against the sheer-cut-off, while John is seen ascending the very steep and slippery floor of the lofty Gallery, his feet placed in the shallow footholds, and his hands holding firmly to the East Ramp.»
Edgar 156 «The Grand Gallery of the Great Pyramid of Gizeh, looking south, showing the method of ascending the sleep slippery floor by the aid of the Ramps. Judah, who stands on the floor of the
Horizontal Passage, is leaning against the sheer-cut-off, while John is seen ascending the very steep and slippery floor of the lofty Gallery, his feet placed in the shallow footholds, and his hands holding firmly to the East Ramp.»
«The Grand Gallery of the Great Pyramid of Gizeh, looking south, showing the method of ascending the sleep slippery floor by the aid of the Ramps. Judah, who stands on the floor of the
Horizontal Passage, is leaning against the sheer-cut-off, while John is seen ascending the very steep and slippery floor of the lofty Gallery, his feet placed in the shallow footholds, and his hands holding firmly to the East Ramp.»